Географически остров Пасхи находится в восточной части
Тихого океана и является самым отдаленным от побережья Чили. На острове нет ни
единого дерева, он покрыт только редкой травой. Также нет ни рек, ни озер;
дождевая вода скапливается в кратерах вулканов. А ведь когда-то он был покрыт
джунглями, в которых кипела жизнь. Куда подевались деревья, а вместе с ними и
маленький «народ джунглей», флора и фауна? Все было положено местными жителями
на алтарь своей гордости и соперничества. И напрямую связано с главной загадкой
острова — огромными каменными истуканами.
Название острова само по себе уже необычно. Впервые
остров был обнаружен в 1722 году голландскими моряками в первый день пасхальной
недели. Кстати, сами жители называют свой остров куда величественнее:
Те-Пито-о-Те-Хенуа, что означает «Пуп Вселенной». Есть также названия
поскромнее: Большое Весло и Глядящие в Небо. Первое, что изумило голландских
мореплавателей, ступивших на остров — это встреча с совершенно белым человеком,
явно европейского типа. Кроме того, среди туземцев были широко распространены
татуировки. Они с большим мастерством разрисовывали свои тела разнообразными
изображениями зверей и птиц. И это при том, что никакой живности на острове
обнаружить не удалось, кроме крыс и ящериц.

Кроме наскальных надписей, до нас дошли «кохау» —
особые дощечки из блестящего дерева, покрытые иероглифическим письмом.
Гравировка производилась кусочком обсидиана или острым акульим зубом. По ним
можно восстановить ход событий и узнать, что же произошло на острове Пасхи на
самом деле.

Остров был заселен около 1200 года американскими
индейцами, добравшимися туда на каноэ. По легенде, каноэ было всего два, но
каждое вмещало большую семью. Этот тип известен как «короткоухие». Затем
последовала вторая волна заселения острова — неизвестно каким образом (скорее
всего в результате кораблекрушения), там оказалась группа людей, имеющих
европейские черты лица: светлую кожу, рыжие или светлые волосы, узкие носы.
Из-за привычки носить массивные серьги, оттягивающие мочки ушей, местное племя
прозвало их «длинноухими». Они привезли с собой собственную культуру, религию,
а также множество полезных знаний по строительству, садоводству, сельскому
хозяйству. Осознав свое привилегированное положение, белые захватили на острове
власть, фактически поработив местное население.
Сначала оба племени сосуществовали мирно.
Продовольствия было в достатке, джунгли предоставляли древесину и пальмовые
листья для постройки хижин, тропические плоды для питания. Океан снабжал рыбой,
моллюсками и раковинами. Но в таких благодатных условиях население острова
начало расти, и вскоре вспыхнула война за ресурсы и территорию. Остров был
слишком мал, он мог вместить и прокормить всего несколько тысяч человек, а в то
время население насчитывало уже около 15 тысяч.
Племя «длинноухих» владело искусством вырезания каменных идолов и ревниво охраняло
свой секрет от основного населения острова. Из-за этого статуи были окружены
мистическим ужасом и суевериями. Вытесывались статуи каменными молотками, а
затем перемещались к месту установки волоком в положении лежа с помощью
большого количества людей. Для того, чтобы поднять статую на постамент,
использовалось хитроумное приспособление из камней и бревен, выступавших в
качестве рычагов.
На языке туземцев статуи называются моаи. Все они
являются монолитными, то есть вырезанными из цельного камня, точнее, из
спрессованного вулканического пепла. Самая большая из них достигает веса в 270
тонн и высоты в 20 метров. Однако она является незаконченной и находится в заброшенных
каменоломнях. Всего на острове насчитывается чуть меньше 1000 статуй. Все они
смотрят вглубь острова, и только семеро из них установлены на побережье, и
смотрят на море. Считается, что они символизируют первых прибывших белокожих
поселенцев, ставших родоначальниками племени. Также существует еще около 400
моаи, оставшихся незаконченными у подножия вулкана Рано Рараку.
Почти все легенды рассказывают о том, что статуи сами
приходили к месту установки. Это натолкнуло исследователей на мысль, что транспортировка
статуй производилась все же в вертикальном положении. В 1986 году чешским ученым был поставлен
соответствующий эксперимент, которые показал, что группа из 17 человек с
помощью веревок свободно могла перемещать статую весом в 20 тонн и положении стоя.

Основной причиной нарушения экосистемы на острове Пасхи принято считать вырубку
лесов. Древесину использовали для изготовления каноэ и просто сжигали как
топливо. Но главным образом бревна использовались как санки для транспортировки
каменных моаи к месту их установки. В результате к 1600 году леса были
полностью уничтожены. Когда дома стало строить не из чего, люди перешли жить в
пещеры или пытались строить ненадежные тростниковые хижины. Рыболовство почти
исчезло: не стало ни каноэ, ни сетей, которые раньше плелись из лиан.
Непокрытая почва подверглась сильной эрозии — размытию дождями и выветриванию –
в результате чего сильно упали урожаи. Исчезли все животные и птицы.
Единственным источником мяса остались куры, которых стали ценить очень высоко и
круглосуточно охранять от воров.
Когда запасы еды начали подходить к концу и возникла
угроза голодной смерти, "длинноухие" приняли решение расчистить
остров от камней, чтобы освободить больше места для посева зерна. Таскать камни
самостоятельно "дети богов" не захотели, и как обычно, попытались
заставить работать "короткоухих". Однако изможденные голодом и
отчаянием люди отказались, и вспыхнуло восстание.
После быстрой и кровавой резни в живых оставили
единственного "белого", а остальных убили и сожгли. Естественно,
после этой стычки аборигены возжаждали уничтожить и богов ненавистных
белокожих. Они повалили все моаи, которые смогли. Статуям выбивали сделанные из
кораллов глаза, на предполагаемое место падения шеи специально подкладывались
камни, чтобы голова отделилась от туловища. Наиболее массивные моаи все же остались
стоять на своих местах.
Однако спасти остров было уже невозможно. Населением
овладело отчаяние, и оно стало постепенно деградировать. Начались жестокие междоусобные
войны — в конце концов, чем еще развлекаться людям, утратившим культуру и
ограниченным в еде? На острове появилось рабство и начал процветать
каннибализм.
Все население острова разделилось на десяток племен,
которые находились в состоянии непрерывной войны. Когда вождь объявлял начало
войны, туземцы красили свое тело в черный цвет и ночью, тайно готовили оружие,
а утром нападали на своего врага. В
случае победы устраивался большой пир, на котором главным угощением служило
мясо побежденных. Каннибализм существовал там долгое время и был постепенно
искоренен с приходом христианских миссионеров.
Однако "гости с большой земли" принесли с
собой не только благо. Поскольку в те времена процветала работорговля, жителей
острова воровали и увозили для продажи. Сохранились сведения о том, что в 1808
году американцы силой привели на свой корабль туземцев и заковали в цепи.
Планировалось использовать их для охоты на тюленей. Через несколько дней
захваченные мужчины были выведены на палубу и освобождены от цепей. Многие из
них тотчас же прыгнули за борт, не понимая, что находятся далеко от родной
земли. Поскольку они с детства были прекрасными пловцами и ныряльщиками, через
некоторое время американцы оставили попытки поймать их и отплыли, оставив туземцев
на верную смерть в открытом море.
Европейским правительствам удалось запретить
работорговлю и обязать вернуть жителей острова Пасхи на родину. Однако при этом
они подхватили вирус оспы, и вскоре эпидемия унесла жизни большинства людей,
особенно жрецов. Вместе с ними умерли надежды на восстановление культуры и
религии острова. Все вместе это привело к тому, что к 1877 году на острове
осталось только 111 человек. Какие резкие перепады в течение одного столетия —
от крайнего перенаселения к угрозе полного вымирания!
На сегодняшний день население острова Пасхи составляет
около 2000 человек, однако только горстка из них действительно принадлежит к
коренному племени. Исследователи восстановили около 50 моаи и вернули их на
изначальные церемониальные площадки. Проводятся попытки восстановить зеленые
насаждения, однако пока существенных результатов достигнуто не
было. В целом, историю острова Пасхи можно назвать историей бездумного
потребления ресурсов, историей человеческой гордыни и жадности. Есть смысл
задуматься о том, не совершаем ли мы ошибку жителей острова Пасхи прямо сейчас,
вырубая леса и увеличивая озоновые дыры. Все так же растет население, все так
же увеличиваются его потребности — не постигнет ли всю нашу планету участь маленького
островка в Тихом океане? |